Логопеды. Как работает логопед в школе

Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

  • развитие связной речи
  • накопление и совершенствование словаря
  • развитие физического и речевого слуха
  • развитие грамматической стороны речи
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения
  • коррекция произношения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

 профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

 развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

 формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, быть понимаемым для воспитателей, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

 формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

Какие ошибки должны насторожить родителей.

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: /б-д/, /п-т, Е-3, а-о, д-у/ и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: /сапка/ - шапка, /теловек/ - человек, /вопата/ - лопата.

3. Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например: /тубло/ (дупло), /лёбит/ (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов.

5. Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: /сольить/ (солить), /вьезёт/ (везёт).

6. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: /Всаду вы росли чудесные розы / (в саду выросли чудесные розы).

Когда и зачем нужны логопедические занятия?

Уважаемые родители! Обращайтесь за помощью к логопеду своевременно!

Если ребёнок пришёл в первый класс с нарушенным звукопроизношением, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется.

Дети, занимавшиеся в детском саду с логопедом, находятся под особым контролем у школьного логопеда, так как у этих детей, в первую очередь, могут возникнуть трудности с освоением письменной речи. Сообщите логопеду, если ваш ребёнок имел в прошлом недостатки звукопроизношения.

Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.

Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.

Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть логопед, вы делаете большую ошибку.

В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у логопеда на основе нейролингвистических методик, которые помогают наиболее полно охватить все этапы речевого развития ребёнка.

По результатам обследования на дополнительные занятия по развитию речи приглашаются ученики с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия, с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи.

График работы учителя-логопеда

Логопед ведёт подгрупповые и индивидуальные занятия 2 раза в неделю.

Подгрупповые занятия длятся 30 минут, индивидуальные - 20 минут. В каждой группе по 3-4 человека. Необходимость в дальнейшем обучении с логопедом определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года.

За консультацией вы можете обратиться к учителю-логопеду (Ф.И.О.)

Родителям будущих учеников БОУ СОШ №… необходимо записаться на обследование логопеда в журнале, который находится на пункте охраны.

Специальная помощь, оказываемая учителем-логопедом, направлена на коррекцию речевых нарушений, ориентирована на дальнейшее развитие устной и письменной форм речи.

Игры-«помощники»

«Один звук»

У игры три варианта:

Из каждого слова надо исключить по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так: ГОРСТЬ - ГОСТЬ.

Хлев, уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк, смех, олень, клещ, мель, снаряд, град, скот, всласть, краска, стол, тепло, беда, экран.

За каждое новое слово - одно очко.

Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так:

РОТ - КРОТ.

Роза (г), рубка (т), стол (б), дар (у), клад (с), лапа (м), шар (ф), усы (б), укус(с).

Замените в словах один согласный звук. Вот так: КОРЖ - МОРЖ.

Ногти (к), булка (р), лапка (ц), зубы (д), киска(м), песок (л), галка (п), орел (с), норка (к), клин (б), свет (ц), полено (к), рамочка (м).

«Столбики слов»

Приготовьте бумагу, карандаш.

Ведущий пишет слово. Задача игроков - записать в столбик пять слов, начинающихся с каждой буквы, входящей в данное слово. Ведущий устанавливает время (3-4 минуты, если играют дети. Для взрослых, ради смеха тоже можно сыграть, но время определить в секундах, например, 30 с. или даже меньше), а игроки пишут как можно больше слов.

Пример: данное слово - БУКВА.

Бук уж катер волк астра

беда утка кирка веревка арбуз

В столбиках может быть любое количество букв, которое заранее оговорит ведущий.

797

➤ Огромная база логопедов дефектологов с актуальными ценами и разным уровнем квалификации. Используйте фильтры, чтобы найти логопеда с оптимальной стоимостью и длительностью уроков, профессиональными навыками и специализацией.

Хороший логопед поможет справиться со многими речевыми дефектами. Наш сервис – реальный шанс найти опытного специалиста в нужном районе города. Если хотите организовать занятия с логопедом максимально быстро, обращайтесь к нам – мы подберем лучшие варианты с учетом ваших пожеланий

Развернуть

Еще фильтры

У репетитора или ученика

У репетитора

У ученика

Дистанционно

Цена за час

От

До

руб

Показывать

Только с фото

Только с отзывами

Только проверенные

Аспирант

Школьный преподаватель

Преподаватель вуза

Частный преподаватель

Носитель языка

Больше 10 лет

Старше 50 лет

Статистика:

797 репетиторов найдено

1745 отзывов оставлено учениками

Средняя оценка: 4,6 5 1 Средняя оценка репетиторов, найденных по фильтру

Найдено 797 репетиторов

Сбросить фильтры

Алалия Афазия Дизартрия Дисграфия Дислалия Дислексия Дисфония +14 ЗПРР Логоневроз Логопедический массаж Постановка звуков Ринолалия Стертая дизартрия Тахилалия ФД (фонетический дефект)

Дети 4-5 лет Дети 6-7 лет Школьники 1-11 классов Студенты Взрослые

м. Люблино

Ирина Ивановна

Частный преподаватель Стаж 13 лет

от 1 500 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по коррекции речи

Междисциплинарный учебно-исследовательский центр, психология, гуманистическая и православная психотерапия (год окончания - 2001).

Огромное спасибо Ирине Ивановне за добросовестный труд. Профессионал высочайшего уровня. Занятия обязательно будем продолжать. Все отзывы (22)

Алалия Аутизм Афазия Брадилалия Все нарушения речи Диагностика (обследование) Дизартрия +19 Дизорфография Дисграфия Дислалия Дислексия Дисфония ЗПРР ЗРР ЛГНР Логоневроз Логопедический массаж Логоритмика ОНР ОНР при ЗПР Постановка звуков Системное недоразвитие речи при ИН Стертая дизартрия ФД (фонетический дефект) ФНР (фонематическое недоразвитие речи) ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие)

Школьники 1-11 классов Студенты Взрослые

м. Фили

Арина Борисовна

от 1 700 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по коррекции речи

У репетитора, у ученика, дистанционно

Работаю с детьми и подростками от 5 до 16 лет. Для каждой возрастной группы разработала программы и курсы, которые помогут освоить тот или иной навык Развернуть в максимально короткие сроки.Мои девизы:от простого к сложномукаждый ребенок –уникаленвсе дети - разныеучиться с удовольствием можно!-успехи ребенка – главный результат!Наиболее популярные и востребованные программы:Для дошкольников: Учим буквыРебенок никак не может запомнить азбуку? Путает буквы, гласные и согласные? Правильное освоение азбуки и слогов – основа формирования быстрого навыка чтения. А научиться читать – легко и интересно! Учимся считатьЧисловой ряд – один из ключевых навыков, необходимый для успешного обучения математике. Что такое число? А что такое цифра? А что такое сложение и вычитание? Вместе с ребенком мы разберемся! Учимся писатьКак правильно держать ручку или карандаш? Наши дети не умеют пользоваться карандашами, потому что их этому не научили. А это основа красивого почерка! С помощью специальных упражнений ребенку будет интересно работать с карандашом, ведь карандаш – увлекательный инструмент для обучения основам письма! Учимся играя, учимся игратьНаши дети с увлечением вместе играют в гаджетах, но не знают, что такое «дворовые» игры, где все равны, и в которые можно играть не только с удовольствием, но и узнавать что-то новое! Учимся думатьЧто выше, а что ниже? Что справа, а что слева? Найди главное? А почему именно так? – эти вопросы очень часто - самые трудные для маленького ученика. Вместе с ребенком мы найдем ответы! Я умею писать печатными буквамиРебенок уже знает буквы, но как их писать? На что похожа буква? Мы учимся писать не только с помощью прописей, а вот специальные кроссворды нам помогут правильно писать слова, и мы сможем написать записку для мамы! Тренируем внимание и памятьЧто ты ел на завтрак? А какое на вкус мороженое? Мы будем тренировать эти очень важные для каждого человека навыки Учимся слушать и пересказыватьУметь рассказать текст даже с помощью вопросов – в нынешнем мире – очень важный, и, к сожалению, забытый, навык. Дети не помнят, что было вчера, что будет завтра, и, тем более, какой рассказ они услышали. Помочь с ответами на вопросы – наша задача, и научить слушать рассказ, и уметь отвечать на вопросы – очень важный навык, который пригодится в школеДля начальной школы: Плавное чтениеРебёнок читает по слогам, «побуквенно»,даже в одном предложении много пауз, дыхание будто перехватывает.. поможем научиться читать красиво! Читаю выразительноБогат и могуч русский язык! множество оттенков интонаций, знаков препинания.. Но и ученику начальных классов это вполне по силам! Пишу без ошибокС помощью всего 44 схем взрослый человек может научиться грамотно писать. Ученику начальных классов их требуется гораздо меньше! В игровой форме мы научимся планировать и контролировать свои действия при письме и этим минимизировать количество ошибок в диктантах и изложениях Школа умноженияУмножение - Умное сложение!Необходимость заучивания ребенком таблицы умножения вызывает у многих родителей панику, а ведь обойтись без нее невозможно – это один из фундаментов математики. Я умею думатьДочитать, выделить условие, понять суть вопроса, сравнить, обобщить, проанализировать – именно эти навыки необходимы для успешного решения практически всех заданий по любому предмету в современных программах. Наши занятия построены на не учебном материале, но позволяют эти навыки сформировать и развить Пересказываем без затрудненийУмеют ли Ваши дети рассказать о событиях их сегодняшнего дня, о своих мыслях, о своих переживаниях и впечатлениях? Давайте научим их это делать! Смысловое чтениеНаучимся понимать смысл текста, без труда найти в тексте ответ на вопрос. Ребёнок научится быть настоящим Читателем! Словарные слова: знаю, пишу без ошибок!Для подростков:Профессиональное тестирование и консультированиеС помощью всестороннего психологического анализа помогу подросткам сделать мотивированный выбор направления образования и будущей профессиональной деятельности.Являюсь сертифицированным консультантом по методике Magellano test - современной методике, разработанной в Италии, широко используемой в Европе, адаптированной в России, получившей отличные рецензии от ведущих специалистов по профориентации в России.Тестовый пакет состоит из 5 субтестов, которые помогают определить профессиональные склонности и предпочтения, а также выявить перспективные направления обучения и карьерного развития.Консультации проводятся очно или по Skype, продолжительность тестирования - 1,5-2 часа, индивидуальная консультация (совместно с родителем!) - 1-1,5 часа

Замечательный человек, педагог! Очень довольны выбором. Полный контакт с ребенком! Результаты просто потрясающие. Всем советую. Все отзывы (16)

Дисграфия Дислексия

Дети 6-7 лет Школьники 1-8 классов

м. Чертановская м. Варшавская

Юлия Петровна

Частный преподаватель Стаж 17 лет

от 1 000 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по коррекции речи

У репетитора, у ученика, дистанционно

Занятия в мини-группах, индивидуальные занятия.Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению (русский язык и литература), выработка навыка литературного Развернуть анализа текста и подбора аргументации, основанной на читательском опыте, даже у мало читающих детей.Важная информация: с 9 по 11 класс формат занятий - минимум 1-2 раза в неделю, минимум 120 минут.Ведется набор для занятий в летний период (гибкий график занятий, предоставление скидок при предоплате и проведении занятий в мини-группах).

Моя дочь занималась с Юлией Петровной русским языком весь учебный год 11 класса. 1 раз в неделю по полтора часа. К сожалению, дочь почти весь год проболела, Развернуть так что можно считать, что Юлия Петровна полностью заменила ей школьные занятия. ЕГЭ по русскому - 91 балл. Спасибо Юлии! Всем рекомендую! Если не болеть и стараться - подготовит на 100. Все отзывы (21)

Все нарушения речи Диагностика (обследование) Постановка звуков

Дети 1-3 года Дети 4-5 лет Дети 6-7 лет Школьники 1-11 классов Студенты Взрослые

м. Царицыно м. Дмитровская

Ирма Альбертовна

Частный преподаватель Стаж 11 лет

от 1 000 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по коррекции речи

У репетитора

Подготовлю Вашего ребенка к школе - математика, развитие речи, развитие фонематического слуха, знакомство с буквами и обучение чтению, постановка руки Развернуть для правильного письма, окружающий мир. Для школьников: сопровождение Вашего ребенка по программе, помощь в усвоении программы. Выявлю пробелы, подтяну и отработаю неусвоенные или пропущенные темы. По желанию возможна работа на опережение. Работаю по согласованному с Вами расписанию. Стараюсь найти индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая его особенности и склонности.

Многие родители, отдавая ребёнка с дефектами речи в школу, ожидают, что там с ним будет работать логопед. Однако часто это неосуществимо по вполне объективным причинам. Давайте познакомимся с тем, как работает логопед в школе .

Организация работы логопеда в обычной школе

В общеобразовательной школе организуется логопункт. Часто он один на несколько рядом расположенных учебных учреждений и обслуживает 25 начальных классов. Работает логопед 20 часов в неделю, то есть, 4 часа длится его рабочий день. Вакансия логопеда в школе - отличное начало старта в карьере и её с удовольствием занимают молодые специалисты. Среди них много старательных и обязательных, однако часто амбиции, свойственные молодости, мешают им вовремя проконсультироваться с более опытным специалистом, общаться с родителями.

    проводит диагностику отклонений речевого развития у детей;

    корректирует нарушения устной и письменной речи, помогая школьникам усваивать учебный материал;

    проводит мероприятия, направленные на предупреждение речевых нарушений у учащихся;

    логопед для родителей и учителей проводит тематические занятия, помогающие им более умело работать с детьми, имеющими речевые нарушения.

Информация для родителей

    Если логопед не зачислил вашего ребёнка на занятия в логопункт в первой половине сентября, то шансов на то, что это будет сделано позже - очень мало. При этом вы имеете полное право получить консультацию логопеда и принять решение о необходимости занятий со специалистом вне школы.

    Логопед бесплатно доступен в детских поликлиниках, однако там может быть большая очередь. Выбор платных занятий достаточно широк. Здесь лучше ориентироваться на отзывы и приходить к логопеду, имеющему сформированный положительный имидж.

    Вы можете воспользоваться услугами нашего Речевого центра, чтобы найти подходящего специалиста, работающего недалеко от вас или задать вопрос практикующим логопедам.

Наталья Игнаткина
Организация логопедической работы в общеобразовательной школе

Введение

1. Правовые аспекты организации логопедической работы в

общеобразовательных школах

логопеда

1.2. Права учителя-логопеда

1.3. Ответственность учителя-логопеда

2. Основные задачи учителя-логопеда , работающего в общеобразовательной

школе

3. Распределение

3.1. Обследование устной и письменной речи учащихся

работа

3.3. .

3.4.

Список литературы

Введение.

В настоящее время отмечается большое увеличение количества детей с различными нарушениями речи. Особенно это хорошо наблюдается у детей дошкольного возраста , но в последнее время речевые нарушения часто стали встречаться у детей на школьном этапе обучения . В связи с этим у детей возникают трудности в овладении письменной речью, чтением, сложности в понимании заданий по другим учебным предметам. Также возникают проблемы в общении со сверстниками , даже могут появиться комплексы и снизиться самооценка, которые, в свою очередь, могут привести к замкнутости личности ребенка и вызвать явление дезадаптации к школьному обучению и социальной среде.

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях , имеют различную структуру и степень выраженности. Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии (ОНР, НВОНР, ФФНР, ФНР) является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы и требует обязательной логопедической помощи – коррекционно-развивающих логопедических занятий .

В общеобразовательных школах открываются логопедические кабинеты . В связи с этим весьма актуален вопрос организации логопедической работы в общеобразовательной школе .

1. Правовые аспекты организации логопедической работы в общеобразовательных школах .

Организация коррекционно – логопедической работы в школе осуществляется на основе Инструктивного письма Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000г. «Об ».

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся с обучающимися 1 – 4 классов, имеющих различные речевые нарушения :

«Общее недоразвитие речи » (ОНР) ;

«Нерезко выраженное общее недоразвитие речи » (НВОНР) ;

«Фонетико – фонематическое недоразвитие речи» (ФФНР) ;

«Фонематическое недоразвитие речи» (ФНР) ;

«Нарушения письма и чтения» , обусловленные перечисленными выше нарушениями речи.

Начало и окончание учебного года, время и продолжительность каникул соответствуют установленным в школах нормам . Продолжительность очередного отпуска для учителей-логопедов также соответствует продолжительности очередного отпуска учителей общеобразовательных школ и составляет 56 календарных дней (основание : Постановление Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1052 с изменениями от 19.03.2001 г., 01.10.2002 г.). Учитель-логопед имеет право на предоставление ему длительного отпуска, сроком до одного года (основание : Приказ Министерства образования РФ от 07.12.2000 г. № 3570). Логопедам , работающим по совместительству , предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска по совмещаемой работе либо выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении (основание : Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических и работников культуры »).

Логопедический пункт создается в образовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти - десяти классов I ступени начального общего образования и трех - восьми классов I ступени начального , находящемся в сельской местности. Предельная наполняемость логопедического пункта городского образовательного учреждения - не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения - не более 20 человек (основание : Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения »).

составляет 20 часов в неделю (основание : Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ , профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона , и об утверждении правил исчисления периодов работы , дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ). После выхода из очередного отпуска до 1 сентября учитель-логопед проверяет состояние оборудования логопедического кабинета , технических средств обучения, освещения и т. п.,

1.1. Должностные обязанности учителя-логопеда .

Учитель-логопед логопедического пункта обязан выполнять следующие должностные обязанности :

1. В своей профессиональной деятельности учитель-логопед стремится к выполнению задач, стоящих перед образовательным учреждением (далее - ОУ, и руководствуется Уставом образовательного учреждения и его локальными нормативными актами;

2. Учитель-логопед должен быть в курсе современных достижений логопедии , обязан применять современные, научно обоснованные методы;

3. Учитель-логопед должен знать и учитывать границы собственной компетенции. Он не должен браться за решение задач, невыполнимых при современном состоянии логопедической науки и практики и уровне его профессиональной подготовки, а также задач, находящихся в компетенции специалистов иных профессий;

4. Учитель-логопед обязан оказывать необходимую и возможную логопедическую помощь ребенку в решении логопедических проблем , учитывая его индивидуальность и конкретные обстоятельства и руководствуясь принципом «не навреди» , т. е. в форме, исключающей нанесение вреда здоровью, благосостоянию, чести и достоинству как самого ребенка, так и третьих лиц;

5. Учитель-логопед обязан хранить в тайне сведения об обратившихся к нему за помощью, а также служебную и профессиональную тайны.

При работе на логопедическом пункте при ОУ учитель-логопед обязан :

- организовывать диагностические обследования и своевременно выявлять обучающихся с речевой патологией; выявление учащихся для зачисления на логопедический пункт проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая по графику, согласованному с руководителями ОУ; - проводить зачисление обучающихся на логопедический пункт , комплектовать группы;

Проводить занятия с учащимися по устранению различных нарушений речи и содействовать преодолению обусловленной ими неуспеваемости по русскому языку; занятия с обучающимися проводятся по расписанию в часы, свободные от уроков;

Осуществлять систематическую связь с заместителями директоров по учебной работе курируемых школ , классными руководителями и родителями учащихся, посещающих логопедический пункт ;

Посещать уроки в целях выработки единой направленности в работе логопеда и учителя с учащимися, имеющими нарушения речи;

Осуществлять взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по русскому языку) ;

Информировать педагогический совет школы о задачах , содержании и результатах работы логопедического пункта ;

По завершении занятий проводить выпуск (выпускное занятие, на котором оцениваются успехи детей, получивших логопедическую помощь ;

Проводить среди учителей и родителей учащихся пропаганду логопедических знаний по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи;

Участвовать (выступать с сообщениями и докладами ) в заседаниях методических объединений учителей, в работе педагогических советов;

Посещать и активно участвовать в методических объединениях учителей-логопедов ОУ ;

Регулярно проводить родительские собрания и консультации;

Заниматься оборудованием кабинета и систематически оснащать кабинет необходимым дидактическим материалом;

Поддерживать связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого -медико-педагогической комиссии;

Систематически повышать свою профессиональную квалификацию;

Выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

Обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

Немедленно сообщать администрации ОУ о несчастном случае, произошедшем с ребенком в помещениях логопедического пункта ;

Вести документацию по установленной форме;

основная документация :

1. Список учащихся с недостатками речи.

2. Журнал обследования устной и письменной речи.

3. Журнал учета посещаемости (групповых и индивидуальных) занятий.

4. Речевая карта.

5. Годовой методический план работы учителя- логопеда .

6. Перспективный план работы .

7. Поурочные планы работы на каждую группу .

8. Конспекты или развернутые планы логопедических занятий .

9. Рабочие тетради и тетради для проверочных работ .

10. Расписание занятий групп, заверенное директором школы или инспектором районного отдела образования.

11. Паспорт логопедического кабинета , картотека оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедических кабинетах .

12. Годовой отчет о работе учителя- логопеда ;

В конце учебного года составлять отчет о работе логопедического пункта и предоставлять его администрации ОУ;

Составлять расписание работы логопедического пункта к началу учебного года, согласовывать его у директора школы (где расположен логопедический пункт ) и утверждать у администрации ОУ.

1.2. Права учителя-логопеда

Учитель-логопед имеет право :

На определение приоритетных направлений в работе с детьми ;

На инициативу, свободу выбора методик работы по утвержденным в ОУ программам;

На участие в разработке новых коррекционных и диагностических методов;

На участие в управлении ОУ путем обсуждения важнейших вопросов деятельности ОУ;

На получение педагогического отпуска сроком до одного года не реже чем через десять лет непрерывной преподавательской работы ;

На получение педагогической пенсии по выслуге лет при наличии педагогического стажа двадцать пять лет;

На защиту своей профессиональной чести и достоинства; - на моральное и материальное стимулирование труда;

На повышение своей профессиональной квалификации.

1.3. Ответственность учителя-логопеда Учитель- логопед ОУ несет ответственность :

За выполнение возложенных на него вышеперечисленных обязанностей;

За исполнение Устава ОУ и Правил внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актов, приказов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией ОУ;

За обязательное посещение обучающимися на логопедическом пункте занятий ;

За сохранность имущества ОУ, технических средств, логопедического инструментария , методического и информационного материала;

За соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и норм охраны труда на рабочем месте ;

За охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

За грамотное применение научно обоснованных методик;

За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и/или психическим насилием над личностью ребенка;

За соблюдение санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса.

2. Основные задачи учителя-логопеда , работающего в общеобразовательной школе .

Основными задачами учителя-логопеда , являются :

Своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;

Коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой ;

Предупреждение и профилактика речевых нарушений;

Пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей учащихся. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении , находящемся в городской местности, при наличии пятидесяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении , находящемся в сельской местности.

3. Распределение рабочего времени учителя- логопеда .

3.1. Обследование устной и письменной речи учащихся.

Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в текущем учебном году. Учитель-логопед проводит обследование устной речи первоклассников, прикрепленных к логопункту , и письменной речи учеников 2-4-х классов, уточняет списки групп, предварительно укомплектованных им в мае предыдущего учебного года из числа учеников 2-4-х классов.

Обследование устной речи первоклассников проводится в два этапа. В течение первой недели сентября учитель-логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учеников, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия. Это делается в первой половине дня в учебное время.

Дети, нуждающиеся в логопедических занятиях , оформляются на логопедический пункт списком согласно Приложению 1 (Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения ») (табл. 1) .

В течение второй недели сентября учитель-логопед проводит вторичное углубленное обследование устной речи тех детей, которых он отобрал для занятий на логопункте в ходе предварительного обследования. Вторичное углубленное обследование устной речи детей проводится в логопедическом кабинете или же в любом удобном помещении прикрепленной к логопункту школы в течение второй половины дня, т. е. после уроков.

Последние две недели мая (с 16 по 31 мая) отводятся для обследования устной и письменной речи учащихся 1-3-х классов с целью предварительного комплектования групп с нарушением письма и чтения на новый учебный год. Вся организационная работа учителя- логопеда , проведенная с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая, фиксируется на соответствующей странице Журнала учета посещаемости.

3.2. Коррекционно-образовательная работа .

К 15 сентября учитель-логопед заканчивает обследование устной и письменной речи учеников, окончательно комплектует группы, подгруппы, определяет количество учеников для индивидуальных занятий и на основании этого составляет расписание занятий и перспективные планы работы с каждой группой учащихся.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут (основание : Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об орг. работы логопед . пункта ОУ» ).

Между групповыми занятиями допускаются перерывы 10-15 минут, между подгрупповыми занятиями - 5-10 минут. Этот промежуток времени учитель-логопед может использовать для проверки письменных работ , выполненных учениками на занятии, учета и анализа допущенных ошибок, чтобы при планировании следующего занятия предусмотреть работу по исправлению этих ошибок, а также для другой работы по своему усмотрению : логопед может проводить группу детей и развести их по классам или, наоборот, собрать группу детей (это бывает необходимо в первые месяцы работы с первоклассниками , подготовить доску или разложить наглядный и раздаточный материал к следующему занятию и т. п.

Количество рабочих часов в день логопед определяет в зависимости от режима работы школ , прикрепленных к логопункту (одно- или двухсменный, от количества групп и подгрупп, от наличия филиала и т. п.

Занятия с обучающимися на логопедическом пункте , как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы образовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики) (основание «Об орг. работы логоп . пункта ОУ» ).

Ученики, не посещающие группы продленного дня, приходят на занятия из дома. Учеников, которые посещают группы продленного дня, воспитатели этих групп направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий . Расписание должно быть известно воспитателям и находиться в каждой группе продленного дня.

Воспитатели групп продленного дня не вправе задерживать ребенка или не пускать его на занятия к логопеду по причине немедленного выполнения им домашнего задания или любой другой причине; учитель начальных классов также не может самостоятельно решать, должен ли его ученик посещать логопедические занятия или нет . Если у логопеда возникают конфликты подобного рода, он сообщает докладной запиской о неправомочных действиях воспитателя или учителя директору школы , а в случае непринятых мер - инспектору отдела образования.

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся :

Не менее трех раз в неделю - с обучающимися, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи;

Не менее двух-трех раз в неделю - с обучающимися, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи;

Не менее одного-двух раз в неделю - с обучающимися, имеющими фонетический дефект;

Не менее трех раз в неделю - с заикающимися обучающимися. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р. Е. Левиной - дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия) (основ : Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об орг. раб. лог. пункта ОУ» ). Предельная наполняемость групп регламентируется.

3.3. Работа учителя- логопеда во время школьных каникул .

Время школьных каникул всегда бывает заполнено различными мероприятиями, которые организуют и проводят учителя . Некоторые ученики уезжают на время каникул в лагеря, дома отдыха, на экскурсии, поэтому логопедические занятия в этот период не проводятся. В течение осенних каникул учитель-логопед работам .

Это позволяет выявить детей-дисграфиков и проконтролировать учеников, ранее занимавшихся на логопедическом пункте . При наличии свободных мест в группе с нарушением письма ее пополняют новыми учениками. В период зимних каникул учитель-логопед обследует состояние письменной речи учеников 1-х классов по прописям и тетрадям.

Помимо этого, он пополняет оборудование логопедического кабинета необходимыми для работы работы логопедическом пункте .

Учитель-логопед проверяет состояние устной речи детей, которые осенью придут в школу , выявляет детей с нарушениями речи и делает соответствующую запись в медицинских картах.

Если в районе школы есть другие специалисты-логопеды дошкольных учреждениях или детской поликлинике, то в дни весенних каникул целесообразно провести методическое объединение между логопедами школьных логопедических пунктов и логопедами дошкольных учреждений для разработки мероприятий по осуществлению преемственности в работе логопедов школьных и дошкольных медицинских учреждений.

В дни школьных каникул учитель- логопед по мере необходимости консультирует учеников, занимающихся на логопедическом пункте , у врачей-специалистов (психоневролога, невропатолога, отоларинголога) . При этом следует учесть, что консультация ребенка у любого врача-специалиста возможна только с согласия и в присутствии одного из родителей или лица, их заменяющего. Если родители дают свое согласие на консультацию, но присутствовать во время нее не могут, логопед должен иметь письменное заявление о том, что родители разрешают учителю-логопеду самому показать ребенка врачу-специалисту (с обязательным указанием, какому именно специалисту) .

Учитель-логопед может использовать каникулярное время для проведения логопедической пропаганды среди родителей и населения района.

3.4. Работа учителя- логопеда в июне .

Июнь - самое удобное время для повышения профессионального уровня учителей-логопедов . Поэтому районным (городским) методическим кабинетам и Институтам усовершенствования учителей целесообразно организовывать в июне месячные курсы-семинары для обмена передовым опытом работы . Подобные семинары могут быть организованы и старшими логопедами в своих районах . Учителя-логопеды могут посещать семинары, организованные и в других районах .

В случае, если в районе школы нет логопедических дошкольных учреждений (или логопедических групп в массовых детских садах) и логопеда в районной детской поликлинике, учитель-логопед может в июне организовать занятия с теми детьми, которые будут поступать в школы , но имеют нарушения звукопроизношения и прикреплены к данному логопедическому пункту . Эти занятия проводятся либо в помещении детского сада во время, согласованное с заведующей или воспитателями групп, либо в помещении логопедического пункта .

Подобные занятия по коррекции звукопроизношения учитель-логопед может проводить с детьми, уже зачисленными в первые классы школ , прикрепленных к логопедическому пункту , у которых при зачислении отмечены нарушения звукопроизношения.

Кроме того, с апреля начинается прием учеников в первый класс. Школьный логопед обязательно должен принимать участие в комплектовании первых классов, выявляя уже при поступлении детей с нарушением речевого развития и направляя их при необходимости на консультацию к врачу-специалисту (психоневрологу, невропатологу, отоларингологу) .

Работа учителя- логопеда в общеобразовательной школе регламентируется правовыми актами : постановлениями Правительства РФ, приказами Министерства образования РФ, Постановлениями Минтруда РФ, Инструктивными письмами Министерства образования РФ, Федеральными законами.

Учителю-логопеду необходимо исполнять свои должностные обязанности. Так же он имеет права и несёт ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей.

Логопедические занятия в период школьных каникул не проводятся. В течение осенних каникул учитель-логопед проводит исследование состояния письменной речи учеников 2-4-х классов по письменным работам . В период зимних каникул исследует прописи первоклассников. Пополняет оборудование логопедического кабинета необходимыми для работы наглядными пособиями, учебными таблицами, плакатами и т. п., посещает методический кабинет и коллег для обмена опытом работы , проводит беседы и консультации для родителей учеников, занимающихся на логопедическом пункте . Июнь - самое удобное время для повышения профессионального уровня учителей-логопедов

Список литературы :

1. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе . М.: ТЦ Сфера, 2007.

2. Ефименкова Л. Н. Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте . Пособие для логопеда . Рекомендовано главным учебно-методическим управлением общего среднего образования Гособразования СССР МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1991

3. Поваляева М. А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону : «Феникс» , 2002. -- 448 с.

4. http://iemcko.ru/700.html Из книги Аманатовой М. М. "Справочник школьного логопеда " - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010г.

Книга поможет школьному учителю-логопеду найти от­веты на многие вопросы: планирование коррекционной ра­боты с детьми с различными речевыми нарушениями; веде­ние отчетной документации с учетом современных требова­ний; содержание и методика проведения логопедических занятий; диагностика нарушений речи; организация разви­вающей среды в логопедических группах и многое другое. Представлена коррекционная работа при нарушениях про­изношения звуков, по развитию связной речи, при наруше­ниях чтения и письма. Дан материал для обследования звукопроизношения, фонематического слуха, словарного запа­са, грамматического строя речи, состояния письменной речи. Приложения содержат нормативную документацию, регла­ментирующую работу школьного логопеда.

Раздел 1 Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте

Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою дея­тельность в логопедическом пункте при общеобразователь­ной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреж­дений, специфику. Логопедическая работа-- это не до­полнительная образовательная услуга, как ее пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определен­ными категориями учащихся. Именно это и делает рабо­ту школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востре­бованной. Согласно нормативным документам, регламен­тирующим работу учителя-логопеда при школьном логопункте (Инструктивное письмо Министерства образо­вания РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» (приложение 1), Типовое положение о лого­педическом пункте образовательного учреждения), лого­педический пункт при общеобразовательной школе орга­низуется для оказания помощи детям с нарушениями ус­тной и письменной форм речи.

Основными задачами учителя-логопеда, работающе­го в общеобразовательной школе, являются:

Своевременная диагностика аномалий речевого раз­вития у учащихся;

Коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладе­нии школьной программой;

Предупреждение и профилактика речевых нарушений;

Пропаганда специальных логопедических знаний сре­ди учителей и родителей учащихся. Логопедический пункт создается в общеобразователь­ном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются учащиеся, име­ющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной сте­пени выраженности; фонетико-фонематическое недораз­витие речи; фонематическое недоразвитие речи; заика­ние; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловлен­ные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь зачислению в логопедический пункт подлежат учащиеся, имеющие нарушения в раз­витии устной и письменной речи, препятствующие их успешному усвоению знаний по основным разделам школьной программы (дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим и фонематическим не­доразвитием).

Одновременно в логопедическом пункте городского общеобразовательного учреждения может заниматься не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреж­дения-- не более 20 человек. Зачисление на логопеди­ческий пункт осуществляется на основе обследования

речи, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Выпуск обучающихся производится в течение всего учебного года после устранения у них дефектов речи.

Основной формой организации занятий являются групповые занятия. Группы комплектуются учителем-логопедом с учетом однородности речевого недоразви­тия и возраста детей. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от структуры речевого дефекта (приложение 1.3). Минимальная наполняемость группы не должна быть менее трех учащихся.

Занятия, как правило, проводятся во внеурочное вре­мя с учетом режима работы школы. Коррекция произ­ношения у обучающихся 1 классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде ис­ключения, может осуществляться во время уроков (кро­ме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого недоразвития.

Групповые занятия проводятся:

С обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, --не менее 3 раз в неделю;

С обучающимися, имеющими фонетико-фонематичес­кое или фонематическое недоразвитие речи; наруше­ния чтения и письма, обусловленные фонетико-фо­нематическим или фонематическим недоразвитием речи, --не менее 2-3 раз в неделю;

С обучающимися, имеющими фонетический де­фект, --не менее 1-2 раз в неделю;

С заикающимися обучающимися --не менее 3 раз в неделю.

Индивидуальные занятия с обучающимися, имею­щими сложные речевые дефекты: общее недоразвитие речи второго уровня; дефекты речи, обусловленные на­рушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), - должны проводить­ся не менее трех раз в неделю. По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, заня­тия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в од­ной группе с заикающимися учащимися и обучающи­мися с недостатками произношения отдельных звуков. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, длительность индивидуального занятия -20 минут. Между групповыми занятиями допускаются перемены в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями-- 5-10 минут. Время пере­мен входит в рабочее время учите ля-логопед а и может быть использовано для проверки письменных работ уча­щихся, для подготовки к следующему занятию и др.

Продолжительность коррекционного обучения каж­дого конкретного ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития. Дети с фонетико-фо-нематическим или фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными эти­ми нарушениями, могут заниматься в логопедическом пункте от одного полугодия до одного года. Продолжи­тельность обучения детей с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными этим речевым недоразвитием, может составлять от 1,5 до 2 лет в зависимости от тяжести нарушения.

Темы групповых и индивидуальных занятий отра­жаются в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является финансовым документом.

В случае необходимости дети, имеющие нарушения речи, с согласия родителей (законных представителей) могут направляться учителем-логопедом на консульта­цию к врачам-специалистам (детскому неврологу, дет­скому психиатру, отоларингологу, офтальмологу и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучаю­щимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и родители учащихся. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование по специально­сти «логопедия». Учителя-логопеды назначаются и увольняются директором учреждения в порядке, пре­дусмотренном законодательством, установленном для учителей общеобразовательных учреждений.

На основании Письма Минобразования России от 25 августа 1998 г. № 05-51-66/98 «О вопросах нормиро­вания и оплаты труда педагогических работников» оп­лата труда учителя-логопеда при школьном логопункте производится из расчета"20 астрономических часов в неделю, из которых 18 часов, согласно Типовому поло­жению о логопедическом пункте при образовательном учреждении, отводится на работу с детьми и 2 часа -на консультативную работу и оформление документа­ции. В часы консультаций учитель-логопед имеет воз­можность более тщательно обследовать учащихся с це­лью уточнения логопедического заключения, давать рекомендации школьникам и их родителям по коррек­ции фонетических нарушений, проводить консульта­ции с родителями и учителями по специфическим воп­росам и др.

Учителю-логопеду, являющемуся заведующим лого­педическим пунктом, возможна оплата за заведование кабинетом.

Для учителей-логопедов логопедических пунктов школ действующим законодательством предусмотрены следующие льготы и преимущества: надбавка к заработной плате (в размере 20%) на ос­новании Письма Минобразования России от 12 янва­ря 1993 г. № 10/32-т «О повышении ставок заработ­ной платы работников образовательных учреждений»;

Продолжительность очередного трудового отпуска (56 календарных дней) на основании Постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052, с изменениями «Об отпусках работников образователь­ных учреждений и педагогических работников дру­гих учреждений, предприятий и организаций» (при­ложение 2);

Порядок пенсионного обеспечения на основании По­становления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 «О правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педаго­гической деятельностью в школах и других учреж­дениях для детей»;

Учитель-логопед имеет право на предоставление ему длительного отпуска сроком до одного года-- осно­вание: Приказ Минобразования России от 7 декабря 2000 г. № 3570 «Об утверждении положения о по­рядке и условиях предоставления педагогическим ра­ботникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» (приложение 4);

Учителям-логопедам, работающим по совместительству, предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска по совмещаемой работе либо выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении на осно­вании Постановления Минтруда РФ от 30 июня 2003 г, № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических ра­ботников и работников культуры» и др.