Фантазии детей 3 4 лет. Почему дети фантазируют. Когда наступает вечер и пора ложиться спать, дети часто вспоминают свои страхи перед чудовищами, привидениями или ворами

Различия между реальным и воображаемым ребенок постигает по мере развития, постепенно.

Совсем маленькому, младенцу, кажется, будто он и его мама - одно целое, потому что мама всегда тут и всегда готова удовлетворить его малейшие потребности.

После пяти-шести месяцев младенец начинает относиться к матери как к независимому существу, и это позволяет ему воспринимать и внешнюю реальность. Он обнаруживает, что не все его желания могут исполняться мгновенно, но ему понадобится некоторое время на то, чтобы принять эту ситуацию. Хорошее тому доказательство - приступы гнева и оппозиции между двумя и тремя годами .

Слушаясь взрослых, ребенок учится дисциплине, но ощущение, что он обладает властью над миром, живет в нем по-прежнему, и именно это позволяет им говорить о «магическом мышлении»*.

В четыре года малыш еще может верить, будто все, что он подумает, сбудется на самом деле.

Хорошо освоив речь, он начинает более ясно понимать, где область воображаемого, а где - реального.

Если оставить в стороне патологии и ситуации, связанные со сновидениями, можно сказать, что у детей - особые отношения с миром фантазии.

Этим объясняется их способность к играм и удовольствие, которое они получают от игры, - для взрослых большей частью утерянное. Они прекрасно понимают, что все делают «понарошку», и уже трехлетние дети не принимают свою игру за реальность.

Тем не менее дети остаются зависимыми от взрослых и во многих обстоятельствах нуждаются в помощи с их стороны, чтобы отделить реальное от нереального.

Вот почему надо быть чрезвычайно внимательными к тому, что мы говорим детям - даже с самыми лучшими на свете намерениями или желая их защитить (см. «Детская ложь»).

Такая зависимость ребенка от слов взрослого позволяет родителям находить способ успокоить малыша во время ночных кошмаров или иррациональных страхов.

Она же позволяет на основе общих для детей и взрослых, вернее - разделенных родителями детских фантазий, сочинять сказки, но она же и порождает верования, с которыми позже приходится расстаться.

Есть ли риск, что ребенок смешает фантазии с реальностью?

Иногда родителей беспокоит слишком, на их взгляд, бурное, бьющее через край воображение подрастающего ребенка. Они опасаются, как бы он не перепутал свои фантазии с реальностью, как бы не поверил в то, что сам же и придумал.

До трех лет.

Овладевая языком, речью, дети очень рано начинают понимать разницу между «по правде» и «понарошку», но опоры у этого их понимания до поры до времени не слишком надежны: ребенок еще во власти магического мышления, которое дает любой выдумке статус реальности.

— Такое смешение понятий не должно тревожить родителей, но им нужно внимательнее относиться к тому, что они сами говорят ребенку, ибо малыш иногда вкладывает в услышанные слова свой, не похожий на настоящий смысл.

— В этом возрасте малыш еще не может критически относиться к увиденному по телевизору: смотрите передачи вместе с ним и комментируйте те кадры и эпизоды, которые в этом нуждаются.

В четыре года.

Четыре года - возраст воображаемых друзей, «проживающих» между двумя мирами: ребенок прекрасно понимает, что сам сочинил того или иного друга, но ведет себя так, как будто друг этот существует на самом деле.

В разгар эдиповой стадии четырех-пятилетние дети нередко придумывают себе семью, родителей. Некоторые могут сочинить даже длинную «семейную сагу» (см. «Усыновление/Удочерение »).

— Не слишком огорчайтесь, если ребенок дома вас не идеализирует - родители становятся необыкновенными только в разговорах с друзьями.

— Выдумки такого рода - ведут свое происхождение из нарциссической фазы развития, и это совершенно нормально.

— Ребенок «набивает себе цену» главным образом с помощью хвастовства, фанфаронства, но в глубине души сам по-настоящему в свои россказни не верит.

Если сочинительство продолжается чересчур долго, это может свидетельствовать о недостатке уверенности в себе.

Поощряйте фантазирование ребенка, играйте с ним, сочиняя разные истории вместе, но не содействуйте тому, чтобы он уходил от реальности слишком далеко.

По мере формирования структуры речи ребенку будет все легче отличать воображаемое от реального.

— Дело тут не только в умении выражать свои мысли, но еще и в том, чтобы ребенок мог играть словами.

— Хороший критерий способности не путать фантазии с реальностью - умение понимать метафоры и переносный смысл слов.

— Это дается не сразу, поначалу малышу еще трудно освоиться с многочисленными смыслами одного слова, но постепенно именно познание «многомерности» речи позволит ему приобщиться к поэтическим свойствам языка.

— Начиная с четырех лет ребенок уже способен конструировать свои выдумки, строить рассказ, и впоследствии это поможет ему критически относиться к попыткам заставить его во что-то поверить.

Выдумки отражают тревожность вашего ребенка Воображение помогает ребенку канализировать, то есть «перенаправлять», тревоги и страхи. Именно поэтому и надо рассказывать детям сказки.

С помощью волшебных сказок можно найти решение внутреннего конфликта. Здесь было бы сложно останавливаться на всех деталях, поэтому скажем только, что для этого могут использоваться истории, герои которых не всемогущи и потому, не будучи способны выйти из положения самостоятельно, принимают помощь со стороны, в случае необходимости - волшебную. В образах выручающих героя волшебника или волшебницы ребенок видит отца или мать, иными словами - родительскую фигуру, показывающую пример доброжелательного к нему отношения.

Однако для того, чтобы одолеть все страхи, особенно - вечерние и ночные, одних только сказок недостаточно.

Родители должны научиться различать вечерние страхи, которые появляются при укладывании и отражают боязнь разлуки, и кошмары или ночные ужасы, возникающие уже во время сна.

Когда наступает вечер и пора ложиться спать, дети часто вспоминают свои страхи перед чудовищами, привидениями или ворами.

— Не нужно ловиться на удочку, вступать в игру и по-настоящему искать чудовищ под кроватью или в шкафу. Просто успокойте ребенка, посидите рядом. Не создавайте у него впечатления, будто вы и сами верите в чудовищ или в призраков.

— Полутьма, тени на стенах могут возбудить воображение малыша и усилить его тревогу. Решить проблему способен обычный ночник.

— Никогда не прибегайте к фантастическим угрозам, чтобы заставить ребенка слушаться! Никакая колдунья не придет за ним, если он отказывается есть, и никакой людоед его не сожрет, если он будет плохо себя вести в детском саду.

— Расспрашивайте его: умело поставленные вопросы помогут вам узнать, чего ваш малыш особенно боится.

Детское воображение - это воображение разделенное: в детском саду ребятишки рассказывают друг другу «страшилки», обсуждают телепередачи, хвастаются проступками.

— Следите за тем, чтобы до ваш ребенок не смотрел телевизор (см. «Телевизор и видеоигры »), а если уж тянется к голубому экрану - чтобы не смотрел пока ничего, кроме мультфильмов для своего возраста. При этом надо учитывать, что некоторые, даже предназначенные «самым маленьким» программы могут возбуждать в детях тревогу, в частности если тематика передач отражает их собственные фантазмы, мир их воображения.

— С четырех-пяти лет ребенку иногда начинают нравиться именно те истории, которые вызывают у него страх.

— Если у вашего малыша кошмары или его по вечерам одолевает тревога, нужно запретить ему «страшилки».

Если ребенок все еще верит в Деда Мороза

Вашему ребенку пять или шесть лет… Скорее всего, окажется, что веры его в Деда Мороза хватит ненадолго.

Но что вообще означает для ребенка вера?

Когда он совсем маленький, он верит всему, что говорят взрослые. Потом начинает понимать, что у других могут быть мнения, отличные от его мнения, и убеждения, не такие, как у него самого.

Если в этом возрасте он все еще верит в Деда Мороза, эта вера отражает теперь его собственное желание, но уже никак не то, что он присоединяется к верованиям взрослых.

— Если малыш задает вопросы, отвечайте на них честно, даже если вам жаль, что сын или дочка частично утеряет свою ребяческую наивность.

— Помните, что Дед Мороз приходит не затем, чтобы подкрепить ваш родительский авторитет, принося подарки одним только послушным детям.

— Дети, которые больше не верят в то, что Дед Мороз существует на самом деле, все еще верят в сказки и легенды: они продолжают рисовать Деда Мороза и даже пишут ему письма - «понарошку».

— Постепенно благодаря всему этому Дед Мороз превращается в поэтическую метафору родительской любви (и родительского авторитета).

В работе психоаналитика Октава Маннони**, посвященной вере и верованиям, показано, что мы по-настоящему верим в Деда Мороза только тогда, когда знаем, что «его не бывает».

Здесь нет парадокса: вера - это средство удержать при себе наиболее прекрасную часть реальности, зная, что ее не существует. Вероятно, поэтому родители так дорожат верой ребенка в Деда Мороза и стремятся сохранить ее надолго.

* Есть даже такое специальное понятие - «период магически-галлюцинаторного всемогущества».

**Октав Маннони (1899-1989) - французский психоаналитик и философ- культуролог, объяснял, например, популярность фильмов ужасов и других подобных жанров так: несмотря на то что основные ходы и приемы известны зрителю заранее и он прекрасно осознает нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского», анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, тем не менее…»

Многие дети любят фантазировать. Порой родителей это может огорчать, ведь иногда отличить фантазию ребенка от реальности бывает довольно сложно. Так что же такое фантазия? Стоит ли поощрять ее развитие или вести с ней решительную борьбу? Как определить, где фантазия, а где ложь?

Как-то раз в гостях ко мне подошла пятилетняя дочка хозяев и доверительно сказала мне на ухо: "А у меня под кроватью розовый слон живет..."

Игрушечный? - уточнила я.

Нет, не игрушечный, а самый настоящий, живой. Он мне засыпать помогает: качает кровать, как будто я в поезде еду. А еще он может монстра прогнать. Только мама не верит, что у меня есть розовый слон...

Мир детской фантазии огромен и многообразен. Именно из таких мечтателей о розовых слонах вырастают великие художники, скульпторы, писатели, дизайнеры. Не будь фантазии и воображения, у нас бы не развивалась наука, и мы бы так и остались в каменном веке. Первым фантазером был человек, сумевший рассмотреть в простом камне палку-копалку и двинувший вперед всю цивилизацию. А русские мечты народных сказочников о ковре-самолете и печке-самоходке, воплотившиеся в постройке космического корабля и автомобиля? Без воображения современный школьник не усвоил бы ни одного предмета, потому что не смог бы конструировать в своей голове образы и оперировать абстрактными понятиями.

Но не все так радужно в мире фантазии. У нее есть и оборотная, "темная" сторона. Это фантазии, растущие из , агрессии, фантазии, граничащие с неправдой, и откровенная ложь. Возможно, вас удивляет, что все это живет в светлой головке вашего дошкольника, но это действительно так. Сегодня речь пойдет об обеих сторонах фантазии, а также о грани, их разделяющей.

Светлая сторона луны

Фантазия начинает развиваться в дошкольном возрасте. Строго говоря, активно она развивается только после 2,5-3 лет . Но до этого идет подготовка. Насколько у малыша будет развито воображение, зависит от того, как он прожил период жизни с 1 года до 3 лет. В это время дети еще не играют, а манипулируют предметами, изучая их свойства. И оказать помощь в познании мира предметов должны близкие малыша.

Часто мамы задаются вопросом: почему малыши этого возраста постоянно требуют их внимания? Мамам уже очень хочется, чтобы ребенок занимал себя сам, играя в игрушки. Но в этот возрастной период ребенок познает мир через руки мамы: именно она показывает, что делать с веником и как играть с куклой. Для того чтобы дать хороший "старт" развитию фантазии, есть 3 главных пути:

  • Читайте малышу самые разные книги: сказки, стихи, рассказы. К 2-2,5 годам он уже должен быть хорошо знаком с самыми простыми сказками ("Колобок", "Курочка Ряба", "Репка" и др.). Именно сказочные образы - это "кирпичики", фундамент фантазии.
  • После 1,5 лет предлагайте ребенку игры с предметами-заместителями. Например, ставьте стулья и говорите: "Давай, это будет машина? А это колесико от пирамидки - руль. Садись, поехали к бабушке в гости... Тр-р-р-р-р-р (крутя колесико)".
    Таких игр может быть великое множество. Детский носочек может стать веселым танцующим червячком, а одеяло - гаражом для машины. Проявите свою собственную фантазию и дадите импульс для развития воображения вашего крохи!
  • Предлагайте игры с образами-заместителями. Скажите малышу: "Давай мы с тобою побудем кисками". Имитируйте движения кошек, говорите "мяу-мяу". Побудьте собачками, лягушками, лошадками. Это не только прекрасно развивает воображение, но и замечательно влияет на моторное . В этой же игре вы можете дать первые понятия о профессиях людей: водителе, поваре, строителе.

"Мой сынок очень интересно играет. Во время мытья наливает в чашечки воду и предлагает мне "чай", да не просто, а с "конфетой", деталькой от конструктора. То вдруг примется "тушить пожар", "наливая воду" из построенной башенки. То подберет на улице палку и сверлит-чинит ею скамейку, говоря, что он мастер и работает "дрелью", - рассказывает Татьяна, мама 2-летнего Толика.

Такое активное использование в игре предметов-заместителей и образов-заместителей говорит о том, что малыш перешел на новую ступеньку развития: у него начало развиваться образное мышление. Ваш ребенок становится фантазером!

Маленькие фантазеры

С 3 до 7 лет продолжается следующий этап в развитии фантазии. Здесь главенствует Ее величество Игра. Именно в игре у малышей идет развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, интеллекта. К игре нужно относиться крайне бережно, ведь именно она - ведущая деятельность в возрасте с 3 до 7 лет.

В этом возрасте важными в развитии воображения являются сюжетно-ролевые игры, в которых участвует несколько детей. Примеры этих игр хорошо известны: "дочки-матери", "войнушка". Часто дети играют в повседневные ситуации: уход мамы на работу, возвращение мамы с работы, поездка на море и т.д.

Многочисленные исследования подтверждают: дети в игре пользуются двумя параллельными "реальностями" - настоящей, в которой они дети, и фантазийной, в которой они индейцы, ковбои, полицейские или манекенщицы. Доказано, что здоровые дети вполне способны различать, где реальность, а где их собственная выдумка. Но все-таки, чем меньше ребенок, тем способность увидеть эту разницу меньше. Поэтому 3-4-летние малыши, захваченные игрой или театральным представлением, вполне способны принять игровой вымысел за действительность и всерьез испугаться, например, огромного старика с бородой и в тулупе (Деда Мороза).

То, что ваш малыш стал активно фантазировать и при этом отделять фантазии от реальности, вы можете понять по появлению в его речи слов "понарошку" и "как будто".

Такие разные игрушки

Еще один пласт в развитии фантазии в этом возрасте связан с предметами, которые необходимы во время совместных игр. К сожалению, сегодняшний переизбыток игрушек в магазинах и их предельная реалистичность мешает детям в развитии фантазии. Почти настоящие чайники, которые "кипят", пуская пар, тостеры, плиты, пистолеты, мечи... Конечно, эти игрушки очень красивы и привлекательны, но они не будят воображение, так как "полностью готовы к употреблению". И родители часто говорят о том, что ребенок быстро теряет к ним интерес.

"Я отказываюсь понимать! - возмущенно говорит Анжела, мама 5-летнего Стаса. - Мы стараемся покупать ему самые дорогие и качественные игрушки, а он поиграет с ними два дня, и все! А в дом тащит с улицы какие-то палки, куски кирпичей, железки. Я, конечно, ругаюсь, что он в дом всякий мусор несет, выбрасываю. А он обижается, потом обещает, что больше не будет, но каждый раз карманы снова полные. Прячет по дому и тайком играет! Ну чего ему не хватает?!"

Чего же не хватает ребенку? Простора для фантазии! Она - нежная птица, в неволе не живет. Для ее развития нужны предметы-"полуфабрикаты": те самые палки, камешки, бумажки, кусочки материи, железяки. То, что мы, взрослые, привыкли считать мусором. Возьмите раз и навсегда за правило не выбрасывать вещи, принадлежащие ребенку, без его ведома. Вам и в голову не может прийти, что эта машинка без колес на самом деле "секретная" установка. Она может лежать месяцами в ящике для игрушек, но вы можете быть уверены - малыш помнит о ней, она ждет своего часа. И не найдя ее, будет очень расстроен.

Поставьте в дальнем углу специальную коробку и разрешите приносить и хранить наиболее безопасный "мусор", а также складывайте туда сломанные игрушки и свои устаревшие вещи (например, найденный на антресолях старый фотоаппарат). Такие игрушки нужны не только мальчикам, но и девочкам. И фантазии вашего малыша не будет предела!

Уделяйте время совместному изготовлению игрушек. Помогите разглядеть ребенку в обувной коробке плиту, а в палке - меч. Раскрашивайте, клейте, вырезайте, выстругивайте! Такие игрушки нравятся детям гораздо больше покупных, они их ценят и очень ими гордятся.

Чтобы развить фантазию, предложите сделать малышу композицию из "бросовых" материалов. Возьмите лист ватмана, покрасьте его в темно-синий цвет. Это будет темное небо. Возьмите звездочки из сухого завтрака (например, "Космостарс"), покрасьте в разные цвета и наклейте. Сделайте круглые комочки из бумаги разных цветов. Пусть это будут планеты. А теперь возьмите небольшие бутылки из-под питьевого йогурта, разрежьте их вдоль на 2 половинки, раскрасьте и... космические корабли готовы к отправке в неизведанные галактики! Можете наклеить на корабли маленькие фотографии членов вашей семьи и написать веселый стишок.

И последний (но не по важности) путь развития воображения - это так называемое свободное фантазирование. Ребенок в своем воображении переносится в совершенно вымышленные положения и происшествия. В фантазиях он переживает удивительные приключения, главным героем которых является он и его близкие. Если ему задать вопрос или позвать, он может не услышать. А еще малыши рассказывают эти истории окружающим, и тогда взрослые иногда приходят в недоумение: откуда у малыша такие фантазии?

Темная сторона луны

Но иногда плоды детского воображения пугают взрослых, слишком явственно в них видны детские страхи, агрессия, соперничество, нелюбовь к братьям и сестрам, отвержение родителей. И, конечно, часто родители не могут понять: обманывает ребенок или это просто богатая фантазия...

История первая: "Я не трус, но я боюсь..."

До 4 лет Вова рос спокойным ребенком. Всегда хорошо кушал, играл и почти не спорил, когда приходило время идти в постель. Но месяц назад его как будто подменили. На прогулках стал жаться к маме, а когда слышал, что пора идти спать, оттягивал этот момент до бесконечности: то попить, то поесть, то в туалет захотелось. Мама сначала просто сердилась, думая, что у сына "испортился характер". Но потом обратила внимание на рисунки, которые рисовал Вова. Они просто кишели разными монстрами! Мама начала осторожно расспрашивать сына, и он признался, что когда приходит время спать, то слышит, как под кроватью у него шевелится чудовище...

Такая ситуация - вовсе не редкость. Статистика говорит, что каждый второй ребенок в возрасте от 3 до 5 лет боится сказочных персонажей, неожиданных звуков, боли. Каждый третий - транспорта, воды, одиночества и замкнутого пространства. Около 6 лет приходит страх смерти, который проявляется в страхах нападения, огня, потопа, стихийных бедствий.

Вы можете представить себе весь ужас малыша, находящегося в темноте и уверенного, что ему угрожает огромное злое существо? И это не "больное" воображение. Такие фантазии, как ни странно, полезны. Каждый ребенок проходит через период страхов. Они необходимы, так как, будучи переработанными психикой, помогают развить такие качества, как предусмотрительность, осторожность, подкрепляют инстинкт самосохранения. Ребенок понимает, что ответственность за свою жизнь и здоровье лежит на нем, а не только, как прежде, на родителях.

Как только страх приобретает конкретные формы (например, чудища), с ним можно начинать бороться. Для этого существует несколько приемов. Можно попросить нарисовать "свое" чудище. Будучи нарисованным, оно теряет часть своей устрашающей силы. Затем надо попросить ребенка добавить такие детали, чтобы чудовище стало не страшным. Ребенок может нарисовать бантики, усы, клетку. Пусть фантазия ребенка послужит во благо и подскажет ему, как обезвредить чудовище. Когда на лице малыша появится улыбка, чудовище побеждено. Возможно, эту процедуру придется повторить несколько раз для закрепления эффекта. Также можно вылепить монстра из , а потом тут же преобразить его в нечто доброе.

С монстрами можно и нужно бороться сказочными мерами. Например, папа может сказать, что лучшее средство от монстров - волшебная палочка из ветки березы. И если папа с ребенком сходят в лес, добудут березовую веточку, выстругают палочку и раскрасят ее, а потом малыш положит ее под подушку, он будет чувствовать себя гораздо увереннее.

Еще одно средство - завести домашнего питомца и убедить ребенка, что монстры не водятся там, где есть звери, и что его пушистый или пернатый друг его охраняет. Это придаст малышу уверенности. Призовите на помощь добрые фантазии, и вместе вы победите!

И конечно, необходимыми процедурами перед сном станут полное исключение телевизора и компьютера (особенно с агрессивными мультиками, фильмами и играми) за 2 часа до сна. За час до засыпания предлагайте малышу только спокойные игры с добрыми персонажами. Не читайте на ночь страшных сказок (например, русские народные сказки наполнены агрессивными, жестокими персонажами, поэтому читать их перед сном не рекомендуется). Выберите что-то веселое и реалистичное: "Денискины рассказы" В.Драгунского, стихи А.Барто. Уже находящемуся в постели малышу сделайте легкий массаж: погладьте руки, ноги, спинку и не забудьте про головку. Нежный поцелуй... и спокойный сон без страшных видений обеспечен!

История вторая: "Я - Бэтмен!"

Кириллу 5,5 лет. Он активный, любознательный мальчик. Но маму очень волнуют его увлечения. Его кумирами являются Человек-Паук, Бэтмен и прочая, с точки зрения мамы, нечисть. Вся одежда, тарелки, постельное белье, игрушки должны быть с символикой этих персонажей. Любимая игра - надеть костюм Бэтмена, выпрошенный на день рождения, и "летать" по квартире. В садике на него жалуются воспитатели: мальчик часто бывает зачинщиком драк, которые начинаются как театральное действие, а заканчиваются слезами и стоянием в углу ее участников. Да и на улице Кирилл часто добивается своего силой. "Откуда в нем столько агрессии?" - задается вопросом мама...

Доказано, что агрессивные фантазии формируются, когда ребенок был наблюдателем или участником сцены, связанной с насилием. Насилие понимается в широком смысле слова: увиденная драка с участием брата, приказной крик мамы и даже лишение лакомства, игрушки. А уж с экрана телевизора на детей прямо изливается поток насилия! Мультики с устрашающими персонажами, основным сюжетом которых являются драки, боевики и "ужастики", которые так любят смотреть папы, не отдавая себе отчета в уроне, который они наносят в этот момент своим детям.

Самая большая проблема в том, что Человек-Паук, Бэтмен и другие супергерои... добрые! Податливая психика ребенка впитывает как губка совершенно извращенный образ добра: "добрый" персонаж обычно выглядит устрашающе, его боятся, он много и жестоко дерется, иногда убивая "злых" персонажей. Таким образом, основа морали, понятия Добра и Зла, получаются смешанными. Поэтому и фантазии детей часто страшные, злые, агрессивные, а игры в "добрых" персонажей такие жестокие.

Также родители, чьи дети слишком увлечены агрессивными фантазиями, должны обратить внимание на стиль . Не слишком ли много "нельзя"? Не применяются ли физические наказания? Не является ли общение директивно-приказным? При таком стиле отношений ребенок чувствует постоянное напряжение между восприятием родителей как хороших, "дающих добро", и плохих, "наказывающих". Это внутреннее напряжение и находит выход в виде агрессивных образов. Если ребенок часто бьет и наказывает игрушки, а на вопрос "почему" начинает объяснять, что мишка плохо себя вел, - это тревожный симптом. Не в вашей ли роли сейчас воображает себя малыш?

Но в дозированном количестве агрессивные фантазии необходимы. Они помогают ребенку осознать категории Добра и Зла, и замечательно, если вы будете читать малышу хорошие книги, показывать достойные мультики и фильмы, разговаривать с ним об этом. Помогите ему вообразить себя добрым персонажем, поиграйте. Пусть вы "понарошку" будете злым персонажем, а ваш ребенок - добрым. И пусть он вас "победит". На психологическом уровне это решит многие противоречия детской души.

Фантазия или ложь?

Но самым неприятным открытием дошкольного детства для родителей становится первая ложь ребенка (или то, что они считают ложью). "А что будет дальше?" - в ужасе думает мама, поймав на вранье 4-летнего сынишку, взявшего без спросу шоколад и отрицающего, несмотря на измазанный рот, свой "проступок".

В чем разница между ложью и фантазированием? Ложь, в отличие от фантазии, – это преднамеренное искажение или выдумывание информации с целью личной выгоды. Фантазия же - это просто свободный полет воображения, без нанесения вреда кому-либо.

Итак, чтобы соврать, надо, как минимум, немного уметь прогнозировать последствия своих поступков и обладать развитой речью. Поэтому обман начинает процветать после 3,5-4 лет.

Для некоторых детей это становится постоянной привычкой и средством манипулирования взрослыми. Но понятия "правды" и "лжи" - это нравственные категории, понимание которых приходит гораздо позже, уже в школьном возрасте. До 7, а то и 10 лет ребенок опирается в основном на мнение близких: если мама недовольна, значит, я поступил плохо. Это так называемый "доморальный этап развития". А значит, ему действительно непросто, особенно в 4-5 лет, отличить ложь от безобидной фантазии.

Часто ложь - это способ самообороны. Малыш стремится защититься от родителей, сверстников и личных проблем. И пользуется для этого оружием, подсмотренным у нас, взрослых.

С самых "младых ногтей" родители начинают обманывать свое чадо: "Если ты не перестанешь плакать (отнимать игрушки, драться, не пойдешь домой) - тебя дядя милиционер заберет!" или "Придет волк (Баба Яга, Бабай) и тебя в лес утащит!". Каково ребенку верить, что родная мамочка может отдать его чужому дядьке или волку за то, что он немного постоял в луже?

Потом малыш слышит, как его бабушка говорит знакомой: "Мы, к сожалению, не сможем прийти к вам в гости, потому что все болеем". Малышу не понятно - в доме больных нет, зачем же бабушка так говорит? Ему пока недоступно понятие "вежливой" лжи, для него вся ложь одинакова.

Дальше мама просит папу ответить по телефону, что ее нет дома. И вот в этот момент абсолютно неприкрытой лжи у ребенка в голове раздается "щелчок": вот оно, новое средство от всех проблем! Мама так делает, значит и мне можно! И начинает он этим "оружием" пользоваться вовсю. Но так как поначалу он похож на дикаря с винтовкой, то его ложь бывает быстро раскрыта. Но ребенок не останавливается, с каждым разом оттачивая свое умение...

Какие же основные причины, по которым ребенок врет?

  • Боязнь слишком строгого наказания. Если ребенок знает, что за нечаянно разбитую чашку его могут лишить прогулки, он постарается скрыть "следы преступления". Чтобы исключить ложь по этой причине, подумайте, не слишком ли суровые наказания вы применяете? Если ребенок будет знать, что, разбив чашку, он должен будет просто замести осколки и сказать "прости", он вряд ли будет прибегать ко лжи.
  • Множество запретов. Если ребенку слишком много запрещают, если самое популярное слово - это "нельзя", то малыш попробует защититься от этого ложью. "Это бабушка разрешила мне взять пирожное!" (а бабушки и дома не было). "Это не я все пуговицы рассыпала, это птица в окно влетела, рассыпала, а потом улетела!" и т.д. Подумайте, не слишком ли много "нельзя" в вашей воспитательной позиции? Постарайтесь каждому "нельзя" сразу противопоставить "можно": "Нельзя брать пуговицы без спросу, но со мной вместе можно. Давай я тебе их покажу!". В некоторых случаях можно произвести педагогическое внушение, не пользуясь словом "нельзя", а только подразумевая его. Например: "Конфету можно съесть только после обеда". Когда малыш поймет, что можно получить желаемое другими средствами (прямой просьбой, в игре со взрослым, выполнением определенных правил), он не будет пользоваться ложью.
  • Желание показаться лучше, чем он есть. Детям дошкольного возраста в норме свойственна завышенная самооценка. Именно она дает им силы "замахнуться" на покорение новых вершин. Но уже в 5 лет появляется некоторая реалистичность суждений. Ребенок, понимая ограничения, все же хочет показаться более сильным, ловким, умным, чем он есть на самом деле. "А я тоже умею на роликах кататься! Я даже 2 часа могу без остановки ехать! Мы с папой однажды ехали, так я его обогнал!" (при этом покупка роликов только в планах). Что это – ложь или фантазия? Со взрослой точки зрения - ложь. С детской - наверно, нет. Ребенку необходимо поддерживать в глазах сверстников определенный статус. Тут взрослому нужно объяснить, что у каждого - свои способности. Кто-то хорошо катается на велосипеде, второй отлично рисует, а третий знает все про динозавров. Вот и надо рассказывать про настоящий талант, а то потом будут хвастунишкой считать.
    По этой же причине дети выдумывают подчас просто фантастические истории про своих родителей: про их богатство, про игрушки, которые дарят горами, про поездки на дальние моря, про то, как мама по телевизору каждый день выступает. Это выдает неудовлетворенность малыша своим положением и его мечты о лучшем существовании.
    Иногда дети в этой же манере врут своим родителям, преумножая свои успехи ("Я сегодня так хорошо танцевал, что меня обещали взять на конкурс"). Это тревожный симптом. Почему ребенку надо врать, чтобы заинтересовать маму и папу? Наверно, ему не хватает тепла, искренней заинтересованности и настоящей поддержки.
  • Для самооправдания. Ребенок, поняв, что совершил что-то нехорошее, начинает "городить огород", чтобы себя оправдать. Самая популярная конструкция и для мальчиков, и для девочек: "Он/она первым начал(а)!" После этого рассказывается слезливая история о том, как ребенка долго обижали (не давали игрушку, не хотели вместе играть), как он терпел и как обидчик напал первым. Часто в другом углу "ринга" в этот момент звучит аналогичная история, рассказываемая своей маме недавним противником. Ложь, используемую с этой целью, искоренить труднее всего, так как именно она - первое средство оказания помощи нашей самооценке в течение всей жизни ("Меня не уволили! Я сама уволилась, а начальник настоящий дуб!"). Это ложь-отбеливатель, призванная подчистить нашу биографию и совесть. Однако дайте понять ребенку, что вы его любите, даже если это именно он "первый начал". Обсуждайте эти "острые" ситуации в дружеском ключе, и лжи будет гораздо меньше.
  • Патологическая ложь. Это явление встречается не так уж часто. Люди, страдающие псевдологией (патологической склонностью ко лжи), врут потому, что не врать не могут. Пока наука спорит о том, откуда берутся патологические лжецы. Видимо, это совместный "продукт" генов и воспитания. Склонность к постоянному вранью может проявляться очень рано. Но это компетенция скорее психиатрическая, чем психологическая.
    Если вы поймали ребенка на вранье, постарайтесь не драматизировать ситуацию и не делайте далеко идущие выводы. Дети младше 6 лет любят сочинять истории, где главными героями являются они сами, и почти верят им. Если за этой историей не стоят цели, о которых сказано выше, - то это фантазия. Поздравляем, у малыша прекрасно развито воображение! Однако после 6 лет ребенок уже должен четко осознавать, где правда, а где ложь. Если ваш дошколенок рассказал, что у него под креслом живет гномик, который с ним разговаривает и помогает во всем, не спешите говорить, что он врет. Выдуманный друг - частый спутник детей в этом возрасте. Лучше подойдите к этому творчески: расспросите, какой этот гномик, в какие он попадал приключения. Запишите истории и попросите малыша нарисовать картинки. По-моему, именно так рождаются добрые детские сказки!
    Современный мир обрушивается на ребенка массой впечатлений и потоком информации. Без творческого воображения это все не переработать! И бывает, что при этом стирается грань между фантазией и реальностью, фантазией и ложью. Но только мы, взрослые, в силах помочь своим детям осознать эти грани и развить в них по-настоящему творческий дух, направив фантазию в мирных целях.

Что делать, если вы обнаружили, что ребенок соврал:

  • Не драматизируйте ситуацию и не бейте пушкой по воробьям. Спокойствие, только спокойствие!
  • Дайте понять, что вы знаете, что ребенок говорит неправду, и осуждаете его поступок. Именно поступок, а не его самого!
  • Обсудите с малышом, как можно было бы поступить по-другому, не прибегая ко лжи.
  • Дайте ребенку понять, что даже если он в чем-то провинился, то лучше рассказать правду, даже если его будут ругать. Потому что если он соврет и это раскроется, то ругать будут в два раза сильнее: за проступок и за вранье.
  • Подумайте, зачем понадобилось лгать, какая за этим кроется причина: попытка избежать строгого наказания, добраться до недозволенного, показать себя лучше, чем он есть? Если причина ясна, решите, как вы сможете помочь ребенку в достижении этой цели, но "мирным" путем.
  • В будущем постарайтесь лучше контролировать собственное поведение: не допускайте лжи сами, а также не провоцируйте ложь, задавая определенные вопросы, например: "Ты любишь братика?" (отчаянно ревнующему первенцу).
  • Помните, что большинство детей проходят через период лжи, не становясь патологическими лгунами.

Патологическая фантазия у детей. Дети очень любят сочинять. Особенно это заметно в возрасте трех-шести лет. Это абсолютно необходимый этап психического развития ребенка. Почему дети врут, или точнее — фантазирую без меры?

Некоторые образцы детского творчества совершенно поразительны. Вспомните примеры Носова, Маршака. Фантазии детей проявляются в их играх и рисунках. Но по мере развития абстрактного мышления воображение ребенка утрачивает свой «необузданный» характер.
Здоровый ребенок никогда не «застревает» только на одной идее, игре или занятии, его фантазии подвижны и изменчивы.

Новые статьи на канале Viber - ПОДПИСАТЬСЯ

Другое дело — патологическое фантазирование ребенка. Главное отличие — отрыв от реальности, постоянство, причудливость содержания, приводящие к нарушению поведения и искажению нормального приспособления к жизни. Фантазии детей в этом случае — плод болезненно измененного творческого воображения.

Конечно, степень сложности, красочности, логической завершенности фантазий зависит от умственного развития ребенка, запаса его представлений. В этом отношении здесь те же закономерности, что и у взрослых: один сочиняет как Андерсен или Дюма, а другой не может осилить даже короткое письмо.

Например, мальчик Женя, который учится в четвертом классе, материал усваивает с трудом, оценки у него плохие. Учительница усматривает причину в том, что Женя все время «витает в облаках». Мальчик весел, говорлив, благодушен, беспечен. Охотно рассказывает, что любит мечтать: представляет себя за рулем автомобиля, проносящегося по улицам шикарного города, сопровождаемого восхищенными взглядами сверстников. Дома не расстается с рулем, бегает по комнатам, сигналит, маневрирует среди мебели. Представляет, как он нажимает разные кнопочки, опускает стекло. Однажды «увидел», как на руль села летающая тарелка. Из нее вышли инопланетяне в блестящих одеждах, держа в руках радиопередатчики. Женя не может объяснить, как космический корабль сумел приземлиться на обычный руль, но такая несуразица его ничуть не смущает. Он увлеченно говорит о том, как «заработает много баксов, увидит мир, поймает свою судьбу». Если его пытаются отвлечь, заставить делать уроки — раздражается. Женя согласен, что и автомобиль, и инопланетяне — это его выдумка, но с другими детьми может говорить только на темы собственных фантазий, другие занятия ему неинтересны.

При обследовании в клинике установлено, что у Жени невысокий уровень умственного развития, весьма ограниченный запас представлений, слабая память. Он опасается бандитов и убийц, поэтому не остается один в комнате. До шести лет страдал ночным недержанием мочи, в возрасте трех лет — (моргание, подергивание шеей, облизывание губ). Женины вымыслы не отличаются особой масштабностью и красочностью из-за его интеллектуальной неразвитости. Зато все признаки патологического фантазирования налицо.

Принято выделять несколько видов патологического фантазирования .

У детей дошкольного возраста встречается болезненное фантазирование, которое проявляется полным игровым перевоплощением. Ребенок на довольно долгое время перевоплощается в образ какого-нибудь животного, персонаж сказки, неодушевленный предмет. Представляя себя, например, собакой, ребенок ползает на четвереньках, рычит, лает, набрасывается на людей.

Представляя себя грузовым автомобилем, имитирует заправку бензином, погрузку и выгрузку груза, дорожные коллизии. Ребенок так поглощен своим занятием, что плохо воспринимает окружающую обстановку, его трудно отвлечь, занять какими-то «земными» делами. Попытки вернуть ребенка к реальности могут даже вызывать явное недовольство и агрессию.

У детей постарше (младших школьников) фантазии меньше связаны с игрой, они в большей степени определяются услышанными историями, увиденными фильмами, прочитанными книгами. Мальчики охотнее предаются мечтам о военных действиях, чувствуют себя участниками сражения. Девочки чаще представляют себя принцессами, королевами, объектами всеобщего восхищения и поклонения. Действие в их фантазиях обычно происходит на балах во дворцах.

Иногда в придуманных образах находят отражение мечты, желания, нереализованные стремления ребенка. Так, физически слабый мальчик может представлять себя могущественным и свирепым львом, которого все боятся. Ребенок, которого дома часто называют, может воображать себя командиром, королем, главнокомандующим, вершащим суд над подчиненными или подданными, подвергающим их пыткам и казням. Соответствующие действия он может совершать со своими игрушками, полностью погружаясь в воображаемую ситуацию и утрачивая контакт с родителями и сверстниками.


Фантазии подростков изобилуют различными пикантными подробностями и отличаются детективной направленностью. Ребята могут придумывать истории о своем мнимом участии в ограблениях, шпионаже, принадлежности к каким-либо организациям. Если ребенок врет, могут при этом демонстрироваться «документы» — записки, карты, доказывающие истинность подобных вымыслов. Сюжет заимствуется из общеизвестных телесериалов, кинофильмов.

Девочки-подростки иногда могут рассказывать об изнасиловании, называя имя «виновника», который не подозревает об этом, о мнимой беременности. Возникают сложные коллизии с участием учителей, соседей, полиции, в которых «виновникам» бывает нелегко оправдаться и уличить авторов фантазий в мистификации. Нередко подростки настолько входят во вкус, что сами начинают верить в достоверность своих вымыслов. В таких ситуациях возникает вопрос о том, как отучить ребенка врать и фантазировать сверх меры.

Некоторым подросткам в переходном возрасте присущи истероидные черты характера. Типичная особенность таких личностей — склонность к лживости, вымыслам, позволяющим любой ценой «сорвать аплодисменты», привлечь к себе внимание. Если ребенок врет, чтобы привлечь внимание, речь идет именно о патологическом фантазировании.

Некоторые виды детских фантазий врачи называют бредоподобными. Правда, однозначного толкования этого термина нет. Некоторые психиатры относят сюда фантастические идеи с убежденностью в наличии преследователей, врагов. Другие утверждают, что подобное фантазирование может иметь и приятное содержание. Есть мнение, что материалом бредоподобных фантазий служат яркие сновидения, которые впоследствии переносятся в бодрствующее состояние. При бредовом фантазировании ребенок все же способен разграничить вымысел и реальность. В отличие от бреда, ребенок всегда осознает, что он фантазирует «по желанию».

Как и любой другой симптом, патологическое фантазирование может встречаться в разных случаях, при многих состояниях. Довольно часто оно оказывается принадлежностью такого серьезного заболевания, как шизофрения. При этом фантазии изначально отличаются особой причудливостью, оторванностью от реальности. Их содержание может быть агрессивным, с необычно представляемыми сексуальными переживаниями.

Ребенок в таких случаях может вообще ничего не рассказывать о своих вымыслах ни взрослым, ни другим детям. Родители иногда узнают о них, лишь посетив с ребенком психиатра. При шизофрении фантазии ребенка довольно быстро утрачивают произвольность и начинают «сами лезть в голову», от них становится трудно избавиться, мысли приобретают «звучность». А это уже достаточно грозные симптомы психического заболевания.

Склонностью к фантазированию отличаются некоторые дети с замкнутым характером. Свои трудности в общении они компенсируют богатыми и яркими фантазиями. Обычно в таких случаях дети представляют себя в обществе доброжелательных, умных детей или симпатичных ручных зверей. С ними происходят приключения в лесу, в городе, в цирке с участием множества персонажей. Вся эта феерическая картинка полностью овладевает ребенком. Он может часами с отрешенным видом созерцать ее в ущерб обычным детским занятиям.

Для некоторых родителей развитие фантазии у ребенка подразумевает развитие его способности к сочинению историй, рисованию замысловатых сказочных персонажей, изготовлению поделок, напоминающих фантастических животных и тому подобное. Одним словом, каждый родитель хочет вырастить гения. И если быть до конца откровенным, то надо признать, что такой шанс есть практически у каждого родителя.

Дело в том, что способность фантазировать заложена в каждом ребенке изначально самой природой . Многих родителей иногда даже пугает чрезмерно бурная фантазия их детей, и они обращаются за советом к психологу, если эту страсть не удается обуздать. Собственно говоря, в этом чаще всего и заключается проблема взрослых. Мы не умеем и не хотим понять наших детей, не хотим вникнуть в суть их внутреннего мира, увидеть ту сказочную планету с бурной и яркой растительностью и сказочными животными, которую малыш создал в своем воображении. Когда ребенок начинает нам что-то рассказывать о своем сказочном мире, мы обрываем его рассказ фразами «не говори глупостей!» или «хватит фантазировать!» . А может быть, надо было сначала выслушать его, и попробовать вместе с малышом обустроить его маленькую волшебную страну?

Если кто-то сомневается в справедливости всего вышесказанного, советую вам почитать волшебную поэтическую историю французского писателя, поэта и летчика Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» . Маленький принц каждое утро приводил в порядок свою планету, маленькую, но свою. У каждого ребенка есть подобная планета с самого его рождения, и главная задача взрослых заключается в том, чтобы не разрушить ее, а помочь своему ребенку привести ее в порядок. Только с помощью родителей на ней удастся вырастить богатый урожай полезных растений и избавится от баобабов . В этой сказке Лис говорит Маленькому принцу : «Люди забыли эту истину. Но ты не должен ее забывать. Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили. И ты отвечаешь за свою розу…» . И мы, взрослые, не должны забывать, что мы в ответе за своих детей.

Случается такое, что с возрастом у ребенка пропадает фантазия. Но это чисто внешнее, обманчивое впечатление. На самом деле, ребенок под давлением взрослых и «нормальных» сверстников начинает потихоньку прятать от посторонних свои фантазии, замыкаться в себе. Чаще всего замкнутость является результатом насмешек и непонимания со стороны окружающих его людей. Если у вашего ребенка возникают первые признаки замкнутости, значит необходимо срочно принимать меры.

Первым делом необходимо выяснить, насколько глубоко проникли колкости посторонних в его внутренний мир. Помните, у Высоцкого : «Я не люблю, когда мне лезут в душу, тем более, когда в нее плюют!» . Так вот, если произошло самое страшное, а для любого человека именно это и есть самое страшное, когда наплевали в душу, необходимо вызвать ребенка на диалог и очень внимательно выслушать. Восстановить его заповедную планету, может быть, уже не получится, но надо попробовать создать новый мир.

Родителям следует помнить, что в период роста головного мозга и развития речевого аппарата с рождения и до трех лет ребенок особенно нуждается в общении с родителями. Именно в этот период жизни необходимо читать ему сказки, рассказывать истории, активно обсуждать и давать возможность ему самому придумывать продолжение историй, домысливать детали .

Хороших результатов развития фантазии позволяют добиться ролевые игры с малышом, творческие работы с рисунками, поделками, конструированием . Главное условие это позволить ребенку делать все самостоятельно , без нажима и поучений. Когда у него что-то не получится, надо просто подсказать или подтолкнуть его к решению задачи. Нужно позволить ему перебрать несколько вариантов, прежде чем он найдет правильное решение.

В процессе развития фантазии у ребенка чаще всего возникает проблема не собственно в активации этой творческой деятельности, а в том, чтобы ребенок не создавал в своем воображении монстров , чтобы его фантазии не превратились в кошмары . У многих детей с бурной фантазией это является главной проблемой. В семье с гармоничным климатом и доверительными отношениями этот процесс можно стабилизировать на самой ранней стадии, переключив фантазии ребенка в другое русло. В частности, если замечено, что ребенок уделяет особое внимание мрачным сказочным персонажам, рисует в темных тонах свои картинки и рассказывает о ночных кошмарах, то это плохой знак. Если он при этом боится темноты и не может спать один, то это уже катастрофа .

Необходимо внушить ребенку, что силы добра намного сильнее сил зла. И сколько бы зло не пыталось победить, все эти попытки тщетны. Яркими примерами сил добра могут служить русские богатыри, волшебники и герои со сверхчеловеческими способностями. Можно поставить у его кроватки армию магов, волшебников, солдат или богатырей. Если есть домашнее животное, то надо приучить его спать у кровати ребенка, а ребенку внушить, что любимый питомец защитит своего маленького хозяина, что бы ни случилось.

На чтение 3 мин.

Детские фантазии — что ложь, а что, правда?

Нет таких детей, которые бы не фантазировали. Но иногда родители из-за этого огорчаются. Потому, что порой они не в силах отличить фантазию от правды. Чем являются фантазии? И стоит ли поощрять ребенка, если он большой фантазер? А может быть лучше запретить летать в облаках? Как научиться определять, когда ребенок просто фантазирует, а, когда действительно говорит правду.

Детские фантазии очень разнообразны. По сути это целый мир. И такие мечтатели впоследствии могут стать великими людьми, таким, как скульпторы, архитекторы, композиторы или даже писатели. Когда у человека бурно работает фантазия, то это счастье. Плохо, когда она отсутствует.

Поэтому ругать детей, за то, что у них отлично развито воображение и проявляются их детские фантазии глупо и неправильно. Если бы в нашем мире не было фантазии, наука так и не смогла бы сдвинуться с места. И в итоге, мы бы так и не достигли цивилизации, а остались в каменном веке. А как появилась палка-копалка, ведь она была сделана из камня.

И человек, который ее смастерил, увидел в обычном камне эту интересную, полезную штуковину. Получается, что он обладал фантазией, которая работала в определенном направлении. Но, как говорится не все так хорошо, как может показаться. Недостатки можно найти везде. Поэтому и у фантазии есть своя темная сторона.

Зачастую – это фантазии, которые появляются из детских страхов. Порой бурная фантазия перерастает в наглую ложь и, если вовремя это не пресечь, она может превратиться в ужасное качество. Человек попросту может стать неисправимым лгуном.

Многие родители недооценивают своих детей. А ведь в их светленьких головках порой роятся такие мысли, что не каждый родитель мог бы в это поверить. И здесь речь идет о фантазии и грани, которую переходить не стоит.

Детские фантазии и их светлая сторона

Еще до того, как попасть в школу ребенок обретает фантазию, она помогает ему познавать мир. И в этом возрасте неплохо, если воображение будет развиваться, потому, что это также влияет на развитие ребенка в целом.

Темная сторона

Порой плоды слишком развитой фантазии начинают очень беспокоить взрослых. Потому, что в них явно просматриваются все детские страхи и даже агрессия. Часто это может вылиться в соперничество или в отказ от родителей. А порой, фантазия перерастает в постоянную ложь, когда ребенок уже не может остановиться. Он меняется буквально на глазах.

Главное, не пугаться, если у ребенка развита фантазия. Это не плохо. Главное следить за всем, что он делает, что говорит и научиться его чувствовать. Тогда вы сможете разобрать, перешел ли он грань, за которую переходить не стоит.